|
Деньги, инфляция и реальный объем производства |
Страница 12 из 73 Микроэкономические основы совокупного предложения В микроэкономической модели объем выпуска продукции, который фирма считает целесообразным производить, зависит от спроса на эту продукцию и от затрат на ее выпуск, определяющихся положением кривых зависимости затрат от объема производства. Это положение справедливо как для рынка конкурирующих продавцов, так и для монополистического рынка. На графиках (а), (b) и (с), рис. 17.3 показаны изменения, вызванные ростом спроса в предположении постоянства затрат, описываемое кривыми зависимости изменения затрат от объема производства. В рассматриваемом случае спрос возникает, так что потребители хотят заплатить в два раза больше денег, чем раньше, за прежнее количество продукции (этот тип сдвига в спросе обычно сопровождает периоды инфляции, поражающей всю экономику). На графике (а) такое увеличение спроса сдвигает кривую спроса на рынке конкурирующих продавцов с D1 на D2. Состояние рынка в этом случае описывается движением вверх вдоль кривой предложения с E1 до Е2г, повышая тем самым рыночную цену с Pi доРr. Выпуск продукции на рынок возратет с Q1 до Q2. График (b) сопрягает рассмотренный эффект с типичной свободно конкурирующей фирмой. Состояние фирмы в этом случае описывается движением вдоль кривой изменения предельных затрат в зависимости от объема производства по мере роста рыночных цен. График (с) иллюстрирует аналогичные изменения, вызванные ростом спроса на чисто монополистическом предприятии. Сдвиг в спросе передвигает точку, в которой кривая предельных затрат пересекает кривую предельных доходов, из положения Т1 в Т2. Это, в свою очередь, сдвигает точку максимальной прибыли из положения Е1 на кривой спроса D1 в положение Е2 на кривой спроса D2. |